Я вздрагиваю услышав топот лошадиных копыт. Снова доносится топот, но теперь он звучит иначе. Нет, это не лошадь. Можно различить звон металла и удары карбона о камень. В ясном лунном свете южной ночи я узнаю человека, который приближается ко мне с рюкзаком на плечах.
Силы небесные! У него нет головы! Рюкзак есть, штатив есть, а головы – нет!
Еще с минуту я смотрю на него растерянными глазами, как бы силясь понять: что это за невиданное чудовище?
Сорри, я это я вдруг почему-то Майн Рида вспомнил. Продолжаем наш разговор о том, что нужно положить в рюкзак, чтобы потом было что оттуда доставать. Не слишком сложно? Хорошо, попробую иначе – поговорим о том, что я обычно кладу в свой рюкзак, чтобы потом не иметь бледный вид при встрече с медведем в далекой канадской глубинке. Мы уже обсудили вопрос рюкзака и штатива (что? вы уверены, что штатива для медведя вполне достаточно? ну не знаю…). Поэтому пришло время поговорить о голове или, как некоторые ее называют – штативной головке. Но мы не будем использовать этот сомнительный термин и принижать значение данного предмета с помощью суффиксов русского языка. Голова так голова!
Девочка с шаровой
Для чего нужна голова? Для того чтобы установить камеру на штатив. Многие начинающие фотографы обычно этим требованием ограничиваются и поэтому сильно страдают впоследствии. Потому что голова нужна не только для того, что прикрепить камеру к штативу (или другому устройству для удержания фотоаппарата), но и для того, чтобы делать это легко, с удобством и самое главное – иметь возможность быстро и без усилий менять положение камеры на штативе. Последнее очень важно. Установить камеру на штатив – это не самоцель. Цель установить и скомпоновать кадр. Желательно быстро и не вспотев. Далеко не любая штативная голова обеспечивает удовлетворительное значение этого параметра (я имею ввиду выделение пота на квадратный сантиметр лба фотографа).
Головы бывают разные. Но если отбросить специальную категорию панорамных голов (о которых мы поговорим позже) и абстрагироваться от деталей конкретной реализации, то вариантов будет всего два: трехплоскостные и шаровые. Трехплоскостная голова имеет три рукоятки, покрутив которые вы можете изменить положение камеры. На первый взгляд, выглядит довольно удобно. Но это только на первый взгляд. На практике, фотограф использующий трехплоскостную голову в несколько раз медленнее компонует кадр, чем фотограф с шаровой головой. Вроде бы и не плохо – есть время подумать о композиции, о сюжете… К сожалению, думать приходится лишь о том, куда какую ручку вертеть и когда это закончится. Одним словом – я ярый противник трехплоскостных голов. Потому что это мучение и ничего более. Неужели у этих голов нет никаких плюсов, спросите вы. Есть, конечно. С помощью трех рычагов можно идеально точно позиционировать камеру на штативе. Как часто на практике нужна эта идеальная точность? На моей практике – никогда. А вы уже сами решайте, понадобится она вам или нет. И не забудьте, что в нагрузку идет медлительность и необоснованная сложность управления. Значит в сухом остатке у нас – шаровая голова. Конструктивно шаровая голова состоит из основания и шара, к которому крепится площадка для камеры. Шар свободно вращается внутри специального зажима и легким движением рукоятки намертво фиксируется в текущем положении. Собственно по тому, как выполняются эти два постулата (“свободно вращается” и “намертво фиксируется”) шаровые головы и различаются между собой. Ну и еще по тому, какой метод используется для крепления камеры к голове. Но для начала давайте поговорим о шаре.
Для удобства компоновки шар должен вращаться без усилий. Понятие “без усилий” довольно субъективное и потому в хороших шаровых головах есть регулировка этого усилия. То есть можно подобрать под себя. Индивидуально. Но гораздо важнее, чтобы после зажатия шара специальным рычагом камера оставалась в выбранном вами положении. Не почти оставалась, не “вроде бы”, а именно так и не иначе. На плохих шаровых головах камера после фиксации шара слегка “проседает”. Чуть-чуть. Под весом камеры и объектива. Но это “чуть-чуть” способно полностью разрушить вашу композицию. Хорошо, если вы снимаете широкоугольным объективом и это будет действительно “чуть-чуть”. А если вы снимаете телевиком – тогда даже небольшое “проседание” может привести к глобальному изменению вашего кадрирования. Что очень неприятно и после трех попыток начинает просто раздражать. Я знаю фотографов, которые даже умудряются вводить “упреждение” на это проседание. Это, конечно, можно назвать высшим пилотажем, но на самом деле надо просто сменить штативную голову на более качественную. И если ваша “проседает”, то это вовсе не “фича”, а “бага” (как говорят мои друзья-программисты). Что в переводе на человеческий язык означает: не стоит приспосабливаться к недостаткам – их надо исправлять.
Это зачем же они ее так крепят?
Думаю, что вы догадались, что пришло время поговорить о креплении камеры к голове. Для комфортной работы нужно, чтобы это было быстро, удобно и надежно. Существуют разные системы крепления, но я советую использовать ту, которая называется Арка Свис (Arca Swiss), по имени той компании, которая эту систему впервые выпустила на рынок. Сейчас уже многие производители используют такой механизм и он стал практически стандартом-де-факто в мире аксессуаров для фотографического оборудования. Что очень важно – вы можете купить компоненты своего оборудования у разных компаний, но если они заявляют, что поддерживают крепление Арка Свис, то у вас не должно быть проблем с совместимостью. По-крайней мере, в теории. И на практике я пока с такими проблемами не сталкивался.
Арка Свис состоит из двух частей – площадки, которая крепится на камеру и ответной части, которая жестко соединена со штативной головой. Принцип прост – полозья на площадке попадают в пазы на голове и зажимаются винтом. Ну не обычным винтом, а таким рычагом в виде винта с утолщенной головкой. Хотя, винт – это уже классика. Почти как первая модель Жигулей. Ценится только любителями. Все остальные предпочитают использовать крепления с квик-релизом (от англиского quick release – быстрое освобождение) – это такой прижимной подпружиненый рычаг, перекинув который в одну сторону можно ослабить пазы, а в другую – намертво зажать. Быстро и удобно. Раз-раз. Пока они там свой классический винт крутят, мы уже: раз-раз. Убедил?
Итак, выбираем голову с креплением Арка Свис и с квик-релизом. Думаете все? Правильно, а как же без подвоха… Дело в том, что площадки, которые крепятся к камере бывают обыкновенные и типа L -брэкет (снова перевожу – скоба в виде буквы L). Что такое L-брэкет? Это площадка, которая похожа на уголок (как и буква L) и имеет полозья на каждой стороне угла. Для чего? Для удобства, конечно. Если вам нужно поменять расположение кадра с горизонтального на вертикальное, то достаточно просто ослабить квик-релиз, повернуть камеру на 90 градусов и снова зажать. Смотрите как быстро: раз-повернули-два. Раз-…-два. Для того, чтобы вы почувствовали разницу расскажу, как изменение формата с горизонтального на вертикальный кадр происходит без L-брэкета. Ответная часть для площадки крепится к шару обычно на стержне и для того, чтобы установить камеру в вертикальном положении нужно повернуть шар к тому месту, где для этого стержня есть специальный паз (иначе он упрется в обжимной механизм). Но это еще полбеды. Вторая часть проблемы в том, что камера при этом значительно опускается относительно уровня своего горизонтального положения. Теперь придется наклонятся, а может быть и регулировать высоту ног штатива. Не очень сложно, но не так удобно как с L-брэкетом. Согласитесь: раз-…-два.
Есть у L-брэкета и еще одно преимущество, но оценить его вы сможете только если займетесь панорамостроением.
Кроме площадок под камеры бывают площадки и под объективы. Но это уже для больших объективов, обычно начиная с фокусного расстояния 200 мм. Такая площадка отличается от площадки для камеры только меньшим размером и тем, что крепится она к объективу – все тяжелые телевики имеют специальное крепление на корпусе (называется такое крепление “нога”), что позволяет устанавливать такую конструкцию на штатив в точке равновесия системы камера-объектив (если крепить к штативу камеру, то тяжелый объектив будет тянуть ее вниз). Конечно, можно открутить площадку от камеры и прикрутить ее к объективу, но гораздо проще иметь специализированную площадку под объектив. Это всего лишь вопрос удобства. Для очень тяжелых объективов (например, с фокусным расстоянием 500мм) производители голов и креплений даже выпускают специальные реплейсмент “ноги” (replacement – на замену). Такая “нога” почти идентична той, что идет в комплекте с объективом. Разница лишь в том, что у “родной” ноги в подошве винтовая резьба для крепления площадки, а у реплесмент ноги на краях подошвы – полозья. То есть эта нога сама по себе является площадкой, к ней не надо уже ничего прикручивать. Вооружаетесь ключами, отсоединяете от объектива “родную” ногу и устанавливаете на ее место реплейсмент. И забываете о площадке для этого объектива навсегда.
Если сами поменять не сумеете – пригласите хомо сапиенса. С ним точно получится.
Где талию делать будем?
Собственно с теорией о головах покончено. Есть еще пара общих соображений, которые вам стоит иметь ввиду при выборе штативной головы. Это вес… и вес. То есть вес самой головы и тот вес, на который голова рассчитана (то есть сможет удержать). Как рассчитывать вес для “удержания” мы уже обсуждали – берете самый тяжелый объектив и складываете с весом камеры. Ну для полной точности я бы сюда еще добавил вес спускового тросика и крышки для объектива. Ну а вес самой головы рассчитывать не нужно. Его нужно прибавлять к весу штатива, камеры и всего того, что вы собираетесь на своих плечах тащить на вершину Монблана. Ну или куда вы там все это собираетесь тащить… А, так вы будете возить это все в небольшом прицепе? Тогда проблем нет, может про этот параметр забыть.
Последнее время я пользуюсь головой и площадками от компании RRS – Really Right Stuff (что можно перевести как Чисто-Конкретно Правильные Прибамбасы). Название себя оправдывает – прибамбасы у компании действительно правильные. Флагман их продукции – это шаровая голова BH-55. Именно такой головой я пользуюсь последние три года. Ее достоинства – небольшой вес (всего 860 гм) и огромная выносливость (23 кг). Ну и, конечно, она никогда не “проседает”. Проверено на практике.
Существуют разные модификации этой головы – “классическая” версия с винтом, с квик-релизом (у меня именно такая – BH-55 LR), для использования с панорамным дополнением и т.д. Выбирайте на свой вкус. Если кто-то не согласится со мной, что 860 грамм – это небольшой вес, то я рекомендую обратить внимание на младшую модель этого семейства – голову BH-40. Эта голова уже весит всего 470 грамм, но может удержать только 8 килограмм. То есть ставить на нее камеру с объективом больше 400 мм я бы не рекомендовал. После того как вы выберите голову – стоит заняться подбором площадки для камеры. Вы можете взять простую или L-брэкет. Я, конечно, настоятельно рекомендую последний вариант. И в том и в другом случае необходимо выбирать площадку именно под конкретный тип камеры. Бывают, конечно, универсальные площадки, но они не так хороши. Потому что специализированная площадка плотно обхватит вашу камеру (что в принципе предотвратит прокручивание камеры на самой площадке – частое явление у универсальных особей). А специализированный L-брэкет будет еще иметь специальные выступы и вырезы, которые позволят не откручивая его менять аккумуляторы, подключать спусковой тросик и другие полезные удобства. Одним словом, не гонитесь за универсализмом. Хотя, если у вас несколько камер и вы хотите сэкономить, то покупка универсальной площадки или L-брэкета возможно имеет определенный смысл. Купив площадку для камеры стоит подумать и об “обувке”… То есть о площадках для объективов. А некоторым и “ноги” можно поменять.
Вот теперь вы вооружены до зубов. Хотя перед тем как идти на медведя, я бы еще задумался о панорамной голове. В том смысле, что ею вы точно от него отобьетесь: тяжеленная – просто жуть!
Мама, я панорамщика люблю!
Хотя выбор панорамной головы можно делать и не по весу. А хотя бы по тому факту – собираетесь вы снимать панорамы или нет. В принципе, снимать простые панорамы можно и без специальной головы. Особенно если вы снимаете длиннофокусным объективом. С широкоугольным будет уже сложнее. Потому что для уменьшения искажений вращение камеры при панорамной съемке должно происходить вокруг так называемой нодальной точки. А на простой голове оно будет происходить вокруг оси, которая проходит через корпус камеры. Но нодальная точка находится где-то в районе крышечки для объектива (на самом деле чуть-чуть ближе к корпусу). И для того, чтобы вращать камеру вокруг этой точки панорамная голова имеет специальную штангу/рельсу которая позволяет вынести камеру назад и вращать именно вокруг этой пресловутой нодальной точки. Кроме этого панорамная голова еще имеет разметку по окружности основания, что позволяет видеть на сколько градусов был сделан поворот. А некоторые панорамные головы даже имеют специальный механизм, которым можно задать угол поворота при прохождении которого будет издаваться щелчок. Очень удобно – можно не смотреть на риски, а вращать до щелчка. Щелк-щелк. В смысле щелчок поворотного механизма – щелчок затвора. Еще один нюанс – для уменьшения искажений панорамы обычно снимают вертикальными кадрами. Поэтому правильная панорамная голова олжна позволять расположить камеру вертикально.
Если вернуться к классификации панорам, то бывают панорамы однорядные и многорядные. Однорядные состоят из одного ряда кадров, а многорядные… правильно, из нескольких. Если вы всерьез задумали заняться панорамами, то вам стоит обратить внимание на то, чтобы ваша панорамная голова позволяла снимать многорядные панорамы. Для этого она должна еще обеспечивать контролируемый наклон/подъем камеры. То есть иметь еще одну ось вращения. Такая голова довольно сложный и достаточно тяжелый прибор. Но на медведя можно ходить без раздумий.
Обычные фотографы (не панорамщики) снимают в основном однорядные панорамы. На этом можно значительно сэкономить в плане веса. Идеальным вариантом на мой взгляд является панорамный комплект от уже знакомой нам компании RRS. Этот комплект состоит из основания и рельсы, которая позволяет установить камеру на нодальную точку. Единственно, чего данная система лишена – это задания угла поворота до щелчка. Но на мой взгляд – небольшая потеря за выигрыш в весе самой головы. В силу простоты конструкции данной системой можно снимать лишь с горизонтальным расположением камеры. Но только при использовании обычной площадки. А при использовании L-брэкета (помните я говорил о еще одном преимуществе?) можно снимать и вертикальные кадры.
Еще для хорошей панорамы требуется, чтобы опора на которой стоит панорамная голова была горизонтальна. Чего на самом деле добиться не очень-то просто. Придется несколько раз разложить и сложить ноги штатива, чтобы получить “идеальный горизонт” на его площадке. Профессиональные панорамщики таскают с собой специальный механизм, который называется Leveling Base (Выравнивающая Площадка). Это такая прокладка между штативом и панорамной головой с помощью которой можно быстро добиться горизонтальности. Все хорошо, но такая штука тоже весит немало. Я решаю эту проблему проще – докупил к своей панорамной голове специальное крепление, которое позволяет мне крепить ее прямо наверх головы обычной. И моя простая голова в этой конфигурации теперь служит для выравнивания горизонта при панорамировании. Такая вот интересная комбинация получается.
Но если панорамы для вас всерьез и надолго, то советую обратить внимание на голову от компании Manfrotto: 303SPH – это очень серьезный инструмент. Да и весит немало – целых два килограмма. Панорамный комплект от RRS (Pano Elements Package) весит всего 470 грамм. К нему надо еще взять PCL-DVTL, чтобы использовать в связке с обычной головой (работает только для крепления Арка Свис). Для большой панорамной головы я бы посоветовал вам Выравнивающую Площадку от компании Arcatech – Acratech Leveling Base. Весит она всего 240 грамм, зато способна выдержать целых одиннадцать килограмм. То есть и панорамную голову, и камеру и даже тяжелый объектив. Но без крышечки.
(Если вы совсем ничего не поняли в главе про панорамы, то не расстраивайтесь – ваше время еще не пришло. Вам просто это пока еще не нужно. Когда вы узнаете что такое панорамы и как их снимают – можете вернуться к этой статье и перечитать в свете новых знаний и умений. К сожалению, я просто не могу обсуждать вопрос съемки и создания панорам в рамках этой статьи)
Ну и напоследок несколько слов о многообразии выбора. Хорошие головы делают не только в компании Правильных Прибамбасов. Очень хорошая шаровая голова у компании Kirk (я их уже упоминал, когда рассказывал про Виндоу Маунт), замечательные головы делает компания Arcatech – их голова V2 Ballhead просто произведение конструкторской мысли. Если вы много и часто снимаете тяжелым телевиком, то вам просто необходимо обратить внимание на продукцию семейной компании Wimberley. Только не берите шаровые головы от Manfrotto – они “проседают”. Хотя и стоят намного дешевле. Если будете экономить, то потренируйтесь в “упреждении”. Обычно компании, производящие головы делают и площадки для крепления камер и объективов. Наверное, имеет смысл брать все у одной компании. Хотя и не обязательно. Помните, что все они поддерживают крепление типа Арка Свис? Значит будут совместимы. В теории… А практика теперь полностью в ваших руках.
ссылки:
www.reallyrightstuff.com
www.kirkphoto.com
http://services.manfrotto.com/303SPH/
http://acratech.net
www.tripodhead.com
Текст: Copyright © 2007-2025 Дмитрий Рудаков
Фотографии: Copyright © 2003-2025 Дмитрий Рудаков, Ольга Рудакова
Другие статьи
-
На золотом крыльце сидели…
Иногда, люди увидев мои фотографии говорят: “Вы видимо снимаете очень хорошей камерой”. Я улыбаюсь. Да, я не могу пожаловаться на то, что у меня плохая камера.
-
Ложки нет
Честно говоря, я хотел назвать эту статью более претенциозно. Что-то вроде “десять заповедей фотографической веры”… Но потом решил, что это будет ненужным пафосом — у фотографии нет заповедей.
-
Ежедневный фотограф
Из всего многообразия того, что вы можете делать со своей камерой и объективами – самое важное это использовать их. Желательно по назначению. Чтение специализированных книг и посещение фото-курсов может быть очень полезно, но они не приблизят момент, когда управление фотооборудованием станет для вас простым и естественным занятием.
-
Между балансом и доминантой
Когда я нажимаю на спусковую кнопку своей камеры, я останавливаю мгновенье. Я вырываю это мгновение из нашего хаотичного мира, упрощаю его до однозначного смысла, устанавливаю взаимосвязи между объектами и подчиняю все это определенному порядку.
-
Индийский чай со слоном
Конечно, вы знаете популярную аксиому – “снимает не камера, а фотограф”. И я, безусловно, не собираюсь опровергать ее. Но вот, что я вас спрошу…